Our Company

Слава Полунин: Делать нужно только то, от чего у тебя внутри дзынькает

Правила жизни и практика их применений
Вячеслава Полунина дополнительно представлять, наверное, не надо. Он удивительный. Но самое удивительное, то как его «Правила жизни» воплощаются в его деятельности. Нам повезло соединить интервью Вячеслава и комментарии наблюдателя о том, как Полунин управляет своими проектами.


У меня есть закон — называется «ноги в воду». Каждые три-пять лет надлежит сесть на берегу реки, опустить ноги в воду, ничего не делать, сидеть и думать: что ты сделал за эти годы? Зачем? Нужно ли это было делать? Куда ты идешь?..

Идти все время по одной дороге скучно, неинтересно, неправильно. Ужас повторения: здесь уже сидел, здесь лежал, с этим пил, с этим ел, с этим плясал. Невозможно. Словом, ты должен устраивать себе ревизию: счастлив ты или нет. Этот самоконтроль регулярная, обязательная процедура. Как умывание. И если ты чувствуешь на теле чесотку несчастья — ее необходимо устранить.

Нужно понять, что именно и в каком месте неправильно, это раз. И найти в себе силы сделать из этого места шаг — это два. А это всегда очень больно. Очень непросто. И абсолютно необходимо.

Чтобы быть счастливым нужна большая внутренняя работа. Большинство же людей как думают: вот готовая, вроде, правильная «формула», я на нее и буду полагаться, потому что все «умные» люди так и делают. «Умным» людям не хочется тратить время на то, чтобы познать мир самостоятельно. А дураку хочется повкалывать. Ну почему я не должен наступать сюда? А!!! Ух!!! Вот теперь понял. Он совершает ошибки, но он же живет в это время. Неинтересно же просто принять все готовое — интересно прожить эту каждую минуту. Эти поиски, ошибки и есть жизнь.

Быть несчастливым — это все время стремиться куда-то и не замечать того, что ты уже находишься там, куда ты хочешь попасть. Каждый день ты находишься в счастье. Но зачастую люди не замечают этого. Вот человек думает: если добьюсь чего-то, заработаю больше денег, возьму какие-то высоты — в науке, там, или в обществе, вот тогда я буду счастливым. Он не понимает, что уже находится в состоянии, в котором есть счастье. Всегда. А дураки так и поступают. Это мудрость. Собственно, задача клоуна — помочь человеку стать дураком. Или перестать быть несчастным.

Делать нужно только то, от чего у тебя внутри дзынькает.

Чем дольше живу, тем больше понимаю, что все «добился» — это когда взобрался на вершину, видную отовсюду. Водрузил знамя, получил медаль, премию, прославился, обронзовел в памятник. Чушь. Меня интересуют те, кто добился чего-то внутри себя. У меня сейчас больше десятка друзей, которые все — удивительно счастливые люди. А они ухитряются транслировать это счастье независимо от того, каковы их формальные достижения, сколько у них денег, есть ли у них трудности. Они сильнее мира. Они не зависят от мира, а помогают ему быть счастливыми…

Интересно заниматься только тем, что невозможно. Остальное — неинтересно.

Быть дураком — это быть счастливым. Дураки — это те, кто вопреки всему идут к своему счастью прямиком. Бросают все ненужные дела и делают только то, что ведет к радости.
фото: Александра Адамчик
фото: Владимир Мишуков
В тот же самый день, когда интервью Полунина снова попалось на глаза, в сообществе в FB «Бирюзовые организации» питерский бизнесмен Александр Адамчик рассказал о встрече с Вячеславом. Этот рассказ удивительно соединяется с тем, что говорит сам Полунин.

... Несколько слов про Полунина.
В разговоре в кафе он упомянул, что в среднем в единицу времени у него в работе около 15 проектов. Причем все проекты глобальные с международными командами в разных уголках планеты, с бюджетами минимум в сотни тысяч, а иногда и миллионы долларов. Это спектакли, перфомансы, образовательные программы, программы работы с беспризорными детьми, с государственными и негосударственными фондами и т.д. Я, с 15 летним опытом управления компаниями, с управленческим образованием МВА, спросил, а как Вы все это успеваете и как Вы всем этим управляете. Он сказал, что его рецепт прост. Когда у него появляется идея он начинает формировать вокруг этой идеи «пространство из нужных людей» (это его выражение), и когда формируется нужная команда, то проект реализуется сам собой без усилий с его стороны.

А сколько времени уходит на формирование пространства и команды — спросил я? Он сказал — по разному. Иногда это могут быть дни, а иногда и годы, а иногда и ничего не получается. На тот момент я подумал, что это очень круто, но к бизнесу это вряд ли может быть применимо. Но факты показали обратное.

Не задолго до нашего разговора, его назначили руководителем цирка на Фонтанке в Питере. Цирк требовал реконструкции, там сносили все, оставляли, только внешние стены, даже купол строили новый. Бюджет несколько миллиардов рублей. Срок 1,5 года. Полунин руководил данным проектом, причем большую часть удаленно, находясь на гастролях. В условиях глобальной коррупции, и прочих прелестях Российской действительности, я не верил, что Цирк, откроется вовремя. Тут вспомнился еще и пресловутый стадион, на котором еще 6 лет назад должен был пройти 1 матч.

Еще до начала реконструкции Полунин сказал, что открытие 1 декабря 2015 года. Я наблюдал процесс строительства вживую каждый день, так как наш офис находится в 50 метрах от цирка на той же площади. И о чудо, 1 декабря 2015 года они действительно открыли цирк после реконструкции. Я сам руководил несколькими строительными проектами и у меня не разу не получалось соблюсти сроки, тем более в таких глобальных проектах. У Полунина как-то это получилось. А ведь он по профессии клоун. И я понял, что его подходы к управлению, основанные на создании пространства, которое формирует эффективные команды, работает даже в такой забюрократизированной и коррумпированной среде, как строительство. Я не знаю как он это делает, но думаю, что он управляет контекстами на уровне дзен — удаленно вовлекая в свои контексты даже работяг— строителей, создавая для них, понятные им смыслы.

И совсем в конце. Мы с Вячеславом Полуниным потом еще пересекались по одному благотворительному проекту и приходили к нему в Петербургскую квартиру снимать интервью. После интервью поспросили сделать несколько фотографий. И он, 65-летний мужчина, только что игравший роль мудреца и говоривший действительно глубокие мысли в интервью, подошел к журнальному столику, где стояла ваза с тюльпанами, вытащил тюльпаны из вазы и пристроил их себе на голову, сделав прическу из разноцветных тюльпанов, в очередной раз разорвав мои шаблоны и погрузив нас в свой контекст легкости, вседозволенности и безграничной любви к жизни. Одним словом колун.


Made on
Tilda